HR-тренды будущего. Часть I: диверсификация кадров, well-being и не только

Скорость трансформации ситуации в мире требуют от HR не только осведомленности, но и быстрой адаптации к трендам и готовности к изменениям – просто потому, что иначе бизнес ждет позиция аутсайдера. Вот несколько HR-трендов на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Оптимизация собеседований

За время коронакарантина многие процессы были просто вынуждены уйти в онлайн. Собеседования не стали исключением – интервьюирование по ZOOM или Skype прочно вошли в HR-обиход. И, если раньше процесс собеседования мог состоять из нескольких этапов – установочное собеседование с менеджером по персоналу, затем с непосредственным руководителем и отдельно – с генеральным директором, то теперь ситуация существенно упростилась. Теперь процесс найма удобен для обеих сторон, а если кандидат и правда соответствует требованиям, оффер могут сделать непосредственно на собеседовании.

Гибридный офис

Коронавирус серьезно трансформировал рынок труда – оказалось, что персонал, переведенный в формат home-office, способен работать не менее эффективно, чем офлайн. Сотрудники оценили возможности удаленного и гибридного графика, позволяющего проводить больше времени с семьей и работать из любой точки мира. Работодатели, в свою очередь, существенно выиграли от снижения затрат на аренду офисных помещений (зачастую довольно дорогих) и их содержание.

Эксперты говорят, что будущее — за синтезом новых технологий с индивидуальным подходом к занятости каждого сотрудника. Если компания сможет создать и адаптировать под свои потребности модель, которая будет учитывать и потребности персонала, она однозначно выиграет.

Такие разные кадры

Термин «диверсификация» обычно применяется, когда заходит разговор о производстве – это расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта для повышения эффективности предприятия и получения экономической выгоды.

Применительно к сфере HR это означает, что работодателю нужно проявлять большую гибкость в подборе персонала. Персонал должен быть разнообразным, и дело не только в предпочтении определенного пола, возраста, национальности, а в комплексе уникальных навыков и компетенций, которыми обладает конкретный работник, в разных типах мышления, социальном статусе, образовании, прошлом опыте работы и других моментах. Будущее – за инклюзивностью, разнообразием персонала в культурном, территориальном и профессиональном планах.

Внутрикорпоративные коммуникации

Иметь коммуникации – это половина дела, теперь дело за качеством. Разнообразные кадровые перестановки, больничные, игра с разными форматами работы могут образовывать в коммуникациях разрывы, а это — снижение эффективности работы и неудовлетворительный результат. Отсутствие диалога со стороны руководства и обратной связи от сотрудников ведут к отчужденности и потере доверия, и это крайне негативно отражается не только на результатах работы, но и на корпоративной атмосфере. Правильно выстроенные коммуникации и постоянное отслеживание их качества – musthave эйчара.

HR-бренд с человеческим лицом: о well-being и не только


2020 год наглядно показал бизнесу очевидность связи физического и психоэмоционального здоровья работников с успешностью самого бизнеса. А ведь еще с 2015 года на отраслевых HR-ивентах в России начали всерьез обсуждаться мероприятия, направленные на повышение и укрепление благополучия сотрудников – так называемый well-being. Руководители поняли, что если сотрудник имеет проблемы со здоровьем, нестабильное материальное положение, он не может полностью отдаться работе, его мысли заняты обеспечением благосостояния семьи. Если не верит в важность своей работы – очевидно, что станет работать с меньшей отдачей, чем мог бы, не станет лишний раз проявлять инициативу, и т.д.

Согласно прогнозам экспертов, well-being сотрудников будущего будет базироваться на трех китах:

  • декларируемые ценности компании, разделяемые всеми сотрудниками
  • прозрачность, честность и открытость руководства по отношению к персоналу
  • четкая и понятная система карьерного развития.

Well-being-программы уже сегодня становятся важным элементом корпоративной культуры. Большей частью они направлены на поддержку сотрудников, попавших в сложные жизненные ситуации. Если сотрудник видит поддержку от работодателя, это серьезно укрепляет статус компании в его глазах, он понимает, что представляет для бизнеса ценность, а значит, эффективность такого сотрудника сильно возрастает.

Стильный брендовый офис перестал быть тем, что объединяет сотрудников. Дизайн офиса, статус и престиж работы в солидной штаб-квартире компании больше не определяют мировоззрение сотрудников – пандемия окончательно изменила его.

Комплексные системы поддержки работников с участием медработников, психологов, юристов пока могут себе позволить далеко не все компании, только крупные игроки, однако тренд уже оформился и развивается. Понемногу офис превращается из места работы в площадку для взаимодействия между сотрудниками, где медиатором, формирующим среду, выступает сама компания.

HR-маркетинг

HR уверенно движется вперед к все более и более тесному синтезу с инструментами маркетинга. Создание brand-friendly community – теплой корпоративной культуры, управление поведением и настроением – практически оформившийся HR-тренд, набирающий обороты. Сюда же следует отнести необходимость работы с большими данными, статистику и аналитику, представление в виде понятной инфографики.

Отдельно стоит обратить внимание на обратную связь от сотрудников, в частности, отзывы, которые были важны всегда – и в качестве инструмента построения мощного HR-бренда и привлечения новых кандидатов, и в качестве формирования мнения о компании у потенциальных партнеров и клиентов. Если компании будут регулярно собирать обратную связь от сотрудников и использовать эти данные в бизнес-аналитике, они однозначно выиграют.

Построение бренда, тщательно продуманные информационные поводы, позитивный образ работодателя в digital-среде – это HR с упором на маркетинг, каким, собственно, он и должен быть. Почему HR маркетинг необходим как воздух, мы уже писали здесь.

Адаптация новичков

Процесс вливания нового сотрудника в коллектив – всегда актуальная тема для HR. Многие эйчары уже давно взяли на вооружение цифровые технологии, которые, кстати, отлично снижают текучку, экономят время, избавляют от рутины и работают даже в условиях удаленного формата. Основным и наиболее удобным инструментом адаптации остается корпоративный лендинг/портал с важной для новичка информацией (структура компании, правила внутреннего распорядка, дресс-код, система бонусов, социальная политика и др.).

Ожидается, что в дальнейшем тренд использования цифровых ресурсов будет развиваться и дальше – например, уже сейчас небольшая часть эйчаров активно используют информационные системы, автоматически формирующие индивидуальную программу поэтапной адаптации для сотрудника в зависимости от занимаемой должности.

Отмечают и такой тренд как геймификация – адаптация в неформальной, игровой форме. С помощью квестов, игр, тестов, видеороликов, других активностей можно значительно ускорить процесс приобщения новичка к корпоративной культуре и помочь ему ускорить большие объемы новой информации за меньшее время.

Поделиться