beta

6 типов «вредных» сотрудников и как с ними справляться

Быть руководителем и так непросто, а некоторые сотрудники заставляют своих боссов особенно понервничать. Они отлично справляются со своими обязанностями, но при этом так же успешно раздражают и коллег, и руководство. Мы разберём 6 типов проблемных характеров и посмотрим, как мудрый руководитель может не только с ними справиться, но и обернуть их «вред» себе на пользу.

1. Сплетник

Примерно каждый пятый офисный работник тратит до трёх часов в неделю выслушивая и передавая сплетни и слухи. Как правило, инициатором таких обсуждений оказывается один и тот же сотрудник. Сплетник всегда знает (или думает, что знает) обо всём, что происходит в компании, и не стесняется делиться этим с каждым, а также любит выпытывать у других чужие секреты.

К сожалению, вы не в силах устранить это явление или даже уменьшить объём сплетен в офисе, а любые попытки только усугубят ситуацию. Но — хорошая новость — вам это и не нужно. Отношения между сослуживцами укрепляют их сотрудничество, улучшают показатели эффективности работы и удовлетворённости самих работников. Когда сотрудники обсуждают общие темы — коллег, начальников, компанию — они налаживают связи, которые выгодны и им, и вам.

Наиболее разумный подход — использовать слухи как инструмент мотивации. Ваши подчинённые обсуждают вас, ваши действия, ваш образ жизни? Отлично! Станьте для них положительным примером. Демонстрируйте поведение, которое вы хотите видеть в вашей команде. Выполняйте обещания, будьте открыты и трудолюбивы, стройте доверительные отношения. Будьте вне подозрений. Чем больше работники рассматривают и комментируют ваши действия, тем вероятнее они будут копировать вас.

2. Ворчун

Ему не интересно ничего, кроме зарплаты, его всё раздражает и напрягает, он с огромной неохотой делает свою работу и ничего сверх неё. Негатив и равнодушие исходят из него таким плотным потоком, что его можно пощупать руками. Негатив заразен, но вы не сдавайтесь.

Некоторые «ворчуны» уродились такими от природы, а некоторые недовольны всем вокруг только потому, что чувствуют себя несчастными на работе. В любом случае, лучшая стратегия — «убить» недовольство позитивом и доброжелательным отношением. Хвалите их при любом удобном случае за хорошую работу.

Найдите причину их недовольства, спросите, что делает их работу унылой и нежеланной. Дайте им понять, что вы готовы выслушать их проблемы, что цените их вклад в работу компании.

3. Отличник

Не представляете, почему такой тип сотрудника может быть проблемой? Он же справляется вовремя со всеми задачами, делает больше необходимого, стремится к успеху. Предлагает превосходные идеи, продвигает проекты. Вы всегда уверены в том, что дело будет сделано, если за него взялся «отличник». Сокровище для компании!

Ан нет, у таких сотрудников целых две проблемы. Во-первых, они нетерпеливы и неспособны следовать строгому порядку, их мысль и энергия несутся, перескакивая через головы и срезая углы. Во-вторых, им завидуют их менее активные и сообразительные коллеги.

Относитесь к такому работнику, как к равному. Перестаньте быть для него микроменеджером. Проверяйте, но молча, не диктуя выполнение каждого шага.

Сделайте его наставником, супервайзером. Формальное повышение снизит градус зависти со стороны других членов коллектива. И не хвалите его больше других и, в особенности, за чужие заслуги.

4. Подлиза

Такие не стремятся работать больше, достигать большего — если этого не видит босс. Они говорят начальству то, что оно хочет услышать, и всеми силами пытаются втереться к нему в доверие.

Подлиза, как правило, это неуверенный в себе человек. И свою неуверенность он компенсирует лестью и заискивающим поведением. Не поддавайтесь ему. Будьте вежливы, но не награждайте его за одно только подобострастие. Придерживайтесь фактов, а не фантазий, которые нагромоздит подлиза, стремясь добиться от вас желаемого.

5. Бездельник

Никто не любит бездельников. Работают они «через пень-колоду», пропускают дедлайны, выполняют только необходимый минимум. Хватаются за любую возможность схалтурить и проводят большую часть дня за делами, не связанными с работой.

Казалось бы, самый разумный выход — уволить такого лодыря. Но прежде чем решиться на крайние меры, попробуйте несколько простых средств, которые могут значительно улучшить показатели бездельника.

Вместе с ним установите его персональные цели. Цели должны быть эмоционально привлекательными — касаться и его интересов, и его способностей. Создайте у него ощущение срочности и важности.

Скука и отсутствие азарта, лёгкой нотки авантюрности часто превращают даже самых трудолюбивых людей в бездельников. Найдите для них нестандартные задачи, вытесните их из зоны комфорта, пусть они перестанут думать и решать всё на автомате — и вы увидите, что от их лени не останется и следа.

6. Клоун

Дурачества и розыгрыши — неплохое развлечение для офисных будней. Однако чересчур активные выступления отвлекают персонал от трудовых подвигов, а грубые шутки могут задеть излишне чувствительных коллег. Кроме того, шутники не всегда и свою работу способны воспринимать всерьёз.

Клоун жаждет внимания, поэтому не попадайтесь в эту ловушку, прерывая его шоу в самом разгаре, на глазах у восхищённой публики. Вместо этого поговорите с ним наедине, со всей серьёзностью. Попросите его слегка ослабить свою развлекательную функцию.

Или попробуйте более тонкую тактику: дайте ему большой сложный проект со сжатыми сроками — чтобы у него просто не оставалось времени на клоунаду.