beta

11 правил безболезненного увольнения сотрудника

1. Обдумайте своё решение

Спросите себя - вы на 100 % уверены в своем решении? После того, как вы сообщите сотруднику об этом, пути назад уже не будет. Затем действуйте быстро и не затягивайте, чтобы этот процесс не отразился негативно на всём вашем персонале или на бизнес-процессе.

2. Предупредите сотрудника заранее

Приятным сюрпризом приказ об увольнении явно не будет. Если вы хотите уволить работника за плохие показатели, то лучше всего сначала обсудить с ним результаты его работы, выяснить причину низкой эффективности и дать шанс исправить положение. Если ничего не изменится, сообщите ему окончательное решение об увольнении.

3. Сообщите об увольнении лицом к лицу

Не забывайте, что работник тоже человек - со своими эмоциями и правами. Не прячьтесь за электронной почтой или телефонной трубкой. Потратьте время на личную встречу, чтобы выказать уважение и готовность корректно ответить на его реакцию.

4. Сделайте всю «грязную» работу сами

Да, приносить дурные вести неприятно, но перекладывать эту обязанность на плечи постороннего человека - непрофессионально. Увольняемому работнику будет вдвойне неприятно услышать плохую новость из уст малознакомого коллеги. А остальные члены команды сделают неблагоприятные выводы о ваших лидерских качествах.

5. Дайте исчерпывающее объяснение

Вы должны лично, честно и подробно объяснить причины увольнения. Аргументы должны быть железобетонные. Подготовьтесь заранее. Не скупитесь на детали. Дайте понять, что это серьезное и окончательное решение. Разъясните дальнейшие действия - что подписать, когда и сколько получить, когда закончить работу, кому передать дела.

6. Не объявляйте об увольнении в присутствии посторонних

Такая новость - шок, и никому не хочется «потерять лицо» в глазах своих коллег, увидеть их лицемерное сочувствие или нескрываемое злорадство. Устройте встречу в закрытом и спокойном месте.

7. Дайте возможность высказаться

Работник имеет право знать, чем он не угодил компании. Пусть задает любые вопросы. А вы терпеливо отвечайте на них. Возможно, эмоции будут зашкаливать - в зависимости от темперамента. Дайте ему выпустить пар. Но не провоцируйте длительные и горячие дебаты. 

8. Не переходите на личности

Причина увольнения должна быть исключительно профессиональной. И ваши объяснения причин не должны выходить за рамки бизнес-процессов. Держите свои эмоции при себе и не высказывайте личного недовольства сотрудником. «Каким бы классным парнем ты ни был, но вот твои показатели, бизнес страдает, что поделаешь, ничего личного…» - примерно так. И помните, что любой неверный жест или неуместное слово может быть использовано против вас в заявлении в Трудовую инспекцию.

9. Выкажите сотруднику свое уважение

Будьте отзывчивы и благоразумны. Скорее всего работник расстроится или разозлится. Но не вставайте в оборонительную позицию и не подливайте масла в огонь. Пусть ведет себя так, как позволяют ему в данный момент эмоции. Не показывайте жалости или брезгливости. Ваша линия поведения - спокойствие и доброжелательность.

10. Выберите правильное время

Увольнять перед праздниками или в конце недели - плохая идея. Пусть у работника будет больше возможностей и времени, чтобы начать подыскивать себе новое место. Первого апреля тоже не стоит сообщать такую новость - вряд ли её воспримут всерьез.

11. Расставайтесь по-хорошему

Не стоит сжигать мосты. Постарайтесь закончить разговор на мажорной ноте. Поблагодарите за вклад, упомяните пользу, которую сотрудник принес компании, искренне пожелайте ему удачи и пообещайте дать рекомендации.